СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС ➤Новая статья Ананташри прабху За плечами много лет интенсивных усилий, попыток удовлетворить Кришну и преданных, духовных подвигов. Но почему-то это все не привело к результатам, которые описываются ачарьями. Слёзы не текут, дрожь не пробивает, фантастического смирения так и не возникло, практика не сопровождается океанами блаженства. Так и хочется подумать, что что-то там у них, наверху, сломалось, проморгали мои усилия. Понятно, когда это происходит с людьми, которые быстро прекращают свои попытки, когда их запала, в лучшем случае, хватает на пару тройку лет, а потом всё скатывается на привычные рельсы. Но почему ситуация не сдвигается с места у вайшнавов, которые прилагают кучу усилий, при чём делают это стабильно, иногда десятилетиями? ш́рӣ-кр̣шн̣а-рӯпа̄ди-нишеван̣ам̇ вина̄ вйартха̄ни ме ’ха̄нй акхилендрийа̄н̣й алам па̄ша̄н̣а-ш́ушкендхана-бха̄рака̄н̣й ахо вибхарми ва̄ та̄ни катхам̇ хата-трапах̣ «Дорогие подруги, Мои дни проходят напрасно, ибо Мне не удалось посвятить Себя служению трансцендентному образу, качествам и играм Шри Кришны. Я бесцельно несу тяжелую ношу Своих чувств, подобных каменным глыбам и сухим поленьям, и не знаю, сколько еще смогу вести такую нецеломудренную жизнь». (ЧЧ, Мадхья, 28) Есть разные ответы на этот вопрос. Например, Вишванатха Чакраварти Тхакур в Мадхурья кадамбини пишет про оскорбления преданных, которые могли совершаться как в этой, так и в предыдущих жизнях. Последствия оскорблений могут проявляться в больших трудностях во время практики, в отсутствии вкуса и нежелании выполнять шраванам и киртанам. Что делать в такой ситуации? Просто продолжать (в случае, когда это тянется с прошлых жизней и не понятно у кого просить прощения), и постепенно ситуация исправится. Но это может занять много времени, так что терпение пригодится. нама-апарадха-йуктанам наманй эва нарантй агхам авишранта-прайуктани танй эвартхакарани ча Если человек, совершающий оскорбления святого имени, будет непрерывно повторять харинам, несомненно, Шри Нама устранит его оскорбления, которые являются препятствием к обретению духовного совершенства. Примерно так же ситуация обстоит и с теми, кто начал практику бхакти и преодолевает свою материальную порабощённость без следов вайшнава апарадх. Вкус не обещается сразу, возможны трудности, потребуются усилия. Отсутствие оскорблений за плечами будет проявляться в том, что рядовые трудности садханы преодолеваются проще и быстрее, чем в предыдущем случае. сйа̄т кр̣шн̣а-на̄ма-чарита̄ди-сита̄пй авидйа̄- питтопатапта-расанасйа на рочика̄ ну кинтв а̄дара̄д анудинам̇ кхалу саива джушт̣а̄ сва̄двӣ крама̄д бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи невежества не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что, если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, язык обретает свою естественную способность ощущать сладкий вкус, и со временем сам корень болезни будет уничтожен. (Нектар наставлений, 7) Ну а зачастую причина стагнации в духовной жизни кроется в том, что нам не нужен Кришна. Мы просто стремимся удовлетворить свои амбиции. Мы привыкли добиваться поставленных целей, привыкли быть успешными, привыкли полагаться на свои силы. найам атма правачанена лабхйо на медхайа на бахуна шрутена йам эваиша вринуте тена лабхйас тасйаиша атма вивринуте танум свам «Верховного Господа не обрести благодаря философским размышлениям, сильному разуму или даже частому слушанию рассказов о Нем. Всевышнего обретает только тот, кого Он выбирает Сам. Такому человеку Господь являет Свою форму». (Мундака-упанишад, 3.2.3) Совершаются титанические усилия, звучат сетования, проявляются эмоции скорби, издаются горестные вздохи. Оказывается, Кришну нельзя взять просто садханой, чётким и правильным выполнений всех правил. И это здорово! Зачем Ему сдаваться в руки тех, кому Он не нужен, тем, кто Его не любит? Что они будут с Ним делать? Мои дорогие вершители усилий! Пока Кришна не станет нашей прайоджаной, а не просто трофеем победителя, пока мы не станем зависеть от Его милости больше, чем от своих усилий (которые тоже нужны), до тех пор нечего удивляться и сетовать на свою горькую участь. Иногда нам требуется много времени, чтобы отказаться от ложных амбиций и обрести настоящее исполненное смирения желание полюбить Кришну. Но оно того стоит! на према шраванади-бхактир апи ва його'тхава ваишнаво джнанам ва шубха-карма ва кийад ахо садж-джатир апй асти ва хинартхадхика-садхаке твайи татхапй аччхедйа-мула сати хе гопиджанаваллабха вйатхайате ха ха мадашаива мам „О мой Господь! У меня нет ни любви к Тебе, ни качеств, подходящих для того, чтобы преданно служить Тебе, слушая рассказы о Тебе и прославляя Тебя. Я не обладаю ни мистическими способностями вайшнава, ни знанием, ни благочестием. Нет у меня и высокого происхождения. Словом, у меня нет никаких достоинств. И все же, о возлюбленный гопи, поскольку Ты проливаешь милость на тех, кто очень низко пал, в сердце моем живет неискоренимая надежда. И надежда эта причиняет мне нескончаемую боль“. (Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.35)